Уже не раз отмечались недостатки существующего классификатора жанров в стандарте FictionBook. С одной стороны, длинный линейный список жанров создает сложности в поиске необходимых жанров при подготовке документа в формате FictionBook, с другой, возможность определения нескольких жанров для одного произведения, приводит к тому, что в библиотеке это произведение появляется в нескольких каталогах. Например, если мы подготовили книгу определенного автора и проклассифицировали ее тремя жанрами, то в каталоге этого автора, сразу появятся три жанра, в каждом из которых будет присуствовать одна и та же книга.
В процессе подготовки этого предложения по классификации я просмотрел много сетевых библиотек. Никакая классификация мне не показалась идеальной, зато было полезно проанализировать содержание библиотек. Вывод - содержимое сетевых библиотек имеет некоторый перекос в жанрах относительно содержимого публичных библиотек, и это надо учитывать.
Я не являюсь специалистом в литературоведении или библиотечном деле, хотя и знаком с этими вещами. Кроме того, в процессе подготовки этого предложения по классификации, я перечитал некоторые сетевые документы по литературуведения, которые мне помогли в этой работе.
Основная идея этого предложения: выделить несколько свойств произведений, назовем их осями, каждая из которых по определенному признаку охватывают все произведения сетевых библиотек. При этом в каждой оси для произведения обязательно отмечается один и только один признак. Такое построение классификатора позволит однозначно определить все признаки произведения и организовать древовидную библиотеку с произвольным расположением узлов дерева. Таким образом, выбирая последовательно признаки произведения мы отбираем книги в соответствии с нашими пристрастиями.
Итак к делу.
В сетевых библиотеках обычно различают русскую литературу и зарубежную. На мой взгляд это не совсем верно. Во-первых, к какой литературе мы отнесем Нодара Думбадзе: к русской или зарубежной? Во-вторых, американская литература, английская, французская, японская - каждая имеет свои характерные черты и своих поклонников. Я, например, в юносте очень много читал французской литературы и только ее. Страна - это не просто место жительства автора, это отражение культуры этой страны. Надо также отметить, что классификация производилась с точки зрения русскоязычного читателя и не претендует на мировую классификацию. То есть для нас более заметна разница между русской и грузинской литературой, чем между литературой различных африканских государств.
Обычно в сетевых библиотеках выделяют детскую литературу, однако при этом забывают, что она бывает разной: сказки, приключения, фантастика... Мы же просто отметим возраст, на который расчитана литература сразу здесь, а дальше будем классифицировать ее по другим признакам.
В сетевых библиотеках часто выделяют в отдельный класс историческую литературу, но если вдуматься, любая книга отражает определенную эпоху. Поэтому здесь мы ее и проклассифицируем.
Обратите внимание, что в этой оси три группы произведений: проза, драматургия и поэзия. Отсюда следует, что прозаическое произведение не может быть трагедией (по форме), а драматургическое - не может быть повестью.
- монументальное по форме произведение общенародной проблематики
- произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития
- «средний» жанр эпического рода литературы, меньше романа, но больше рассказа, новеллы
- малая эпическая жанровая форма художественной литературы — небольшое по объему изображенных явлений жизни, а отсюда и по объему текста, прозаическое произведение
- драматургический жанр, показывающий действительность и изображаемые характеры в их трагическом становлении
- драматургический жанр, в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим
- драматургический жанр,изображение личности в ее драматических отношениях с обществом
- крупное стихотворное произведение
- малое стихотворное произведение
- документальные произведения, автобиографии, эссе, мемуары
- различные учебники и самоучители
- Монографии, научные книги
- справочники, словари, энциклопедии
Вот и подошли к самому сложному элементу классификации. Впрочем, частично мы уже упростили задачу. Нам не надо выделять детские произведения, исторические романы, делить детективы на русские и зарубежные. Сложность классификации состоит в том, что, обычно, трудно выделить в произведение один какой-то жанр. Например, может быть фантастический детектив. Что здесь главное? Наверное, фантастика. Таким образом, в произведении мы будем выделять доминирующий, основной жанр, а вопрос поджанра решим в следующей оси. Забегая вперед могу сказать, что основным жанром для данного примера, будем считать фантастика, а то что она детективная, покажем в следующей оси, как остросюжетное произведение.
Сразу обращу ваше внимание на то, что здесь также выделены непересекающиеся три группы, первая относится исключительно к художественным произведениям, вторая к документальным произведениям, имеющим отношение к теме "Дом. Семья. Хобби.", третья к научно-техническим произведениям. Такое деление подсказало содержание большинства сетевых русскоязычных библиотек. Если мы не нашли ничего подходящего, то такие произведения будут отнесены к жанру "прочее", нет смысла описывать каждый жанр, особенно если он редко встречается, но с другой стороны при достаточном количестве книг одно жанра, его всегда можно будет выделить в отдельный жанр.
Первая группа - жанры художественных произведений
Вторая группа - документальные жанры на тему "Дом. Семья. Хобби."
Третья группа - научно-технические и познавательные жанры
А сюда сваливаем все остальное
Здесь мы постараемся проклассифицировать художественную задачу, поставленную в произведении, которая поможет уточнить его жанр.
- в центре произведения герои, их нравственные поиски и взаимоотношения
- отношения героя с мирозданием
- описание событий с иронией
- юмор, этим все сказано
- высмеивание пороков и недостатков
- много действий, мало мысли
- без контекста, сюда же относятся все документальное, учебники и. т. д
Даже беглый взгляд на предложенную классификацию говорит о том, что это не окончательный документ, а только основа, которая требует доработки. Особенно слабы две последних оси. Поэтому этот документ выставляется на всеобщее обсуждение. Возможно будут уточнены некоторые оси, возможно добавятся новые. Все ваши предложения будут внимательно изучены. Лучший способ найти слабые места - это подобрать произведения, которые не укладываются в эту классификацию. Незыблемым должно оставаться одно - каждая ось должна охватывать все произведения сетевых библиотек.