Заключение

Проведенное исследование позволяют по-новому взглянуть на психологические механизмы решения творческих задач.

Существующие на данный момент исследования указывают на существование невербальных и неосознаваемых уровней при решении творческих задач. Все исследователи отмечают огромное значение этих уровней в решении “творческих задач”. Однако дальше простой констатации существования таких уровней и описания их места в решении задачи (часто их называют низшими) обычно дело не идет. Нет ответа на основной вопрос – как функционируют эти уровни.

В результате подробного исследования удалось установить некоторые закономерности функционирования этих уровней.

На невербализованном уровне формируется модель проблемной ситуации. Помимо самой ситуации эта модель несет в себе смыслы отдельных элементов ситуации. Эта модель, по видимому, “активна”, то есть несет в себе методы собственной модификации.

В рамках этой модели и осуществляется (без обязательного вмешательства сознательной регуляции) поиск решения.

Найденное решение может быть вербализовано (при необходимости) или использоваться непосредственно при построении деятельности, даже без полного осознания. Вербализация и осознание – отдельные действия в решении задачи. Их значение велико, но не стоит путать их с самим нахождением решения, осуществляемым иногда полностью на бессознательном уровне.

При построении невербальной модели задачи огромное значение имеют эмоциональные оценки. Именно они переносятся в модель как смыслы и значения отдельных элементов и всей ситуации в целом. Именно эти эмоции в последующем проявляют себя в эмоциональной регуляции решения.

<< К содержанию